В поисках радости жизни

В психологической практике одним из наиболее часто встречающихся запросов, звучащих на тренинге или на психологической консультации, является запрос, суть которого сводится к дискомфортному внутреннему самоощущению, а конкретно - отсутствию ощущения радости, осмысленности и наполненности жизни. Формулироваться такой запрос может по-разному, например: «в жизни вроде все хорошо, но как будто чего-то не хватает» или «проблем особенных нет, но нет и радости жизни», а так же характеристиками жизни как «серой», «скучной», «бессмысленной» и т.д. Запросы подобного рода, как и комплекс вопросов, связанных с поисками своего места в жизни и её смысла, экзистенциальные по своей сути, являются серьезной задачей для практикующего психолога, как в индивидуальных, так и в групповых методах работы.

 На поверхностном уровне проблемы такого рода быстро решаются привнесением в жизнь новых впечатлений (путешествие, поход, активный отдых на природе), изменением графика жизни, повышением уровня энергии человека (зарядка, телесно-ориентированные, дыхательные, энергетические практики), но все это дает лишь временный эффект. Подлинная работа с запросом требует возможности переосмысления жизненных установок, ценностей и моделей поведения. Следует отметить, что описанные выше «быстрые» решения также можно использовать - они могут дать хороший импульс для последующего переосмысления, и силы, необходимые для такой работы. Подобным же образом действует само присутствие человека в тренинговой группе, обычно богатой новыми впечатлениями и общением, или на индивидуальной консультации.

Если рассмотреть суть запроса более глубоко и детально, то можно выделить нескольких базовых категорий или блоков проблем, с которыми в своей жизни так или иначе сталкивается каждый человек. Для каждого участника группы или клиента консультации более актуальной будет какая-то одна базовая проблематика, однако все они в какой-то мере взаимосвязаны. Все они по факту своего возникновения являются ответом человека на вызовы современного общества с его текущими ценностями  и  образом жизни, а по факту своего разрешения – неким «психологическим взрослением», которое можно назвать «обращением человека к самому себе».

Первая категория, о которой пойдет речь, может быть названа проблематикой «жизненности». Её истоки - в псевдорациональности современной западной культуры, когда у человека не сформированы навыки управления мышлением, и он вынужден значительную часть бодрствующего времени своей жизни оставаться невольным заложником собственного «внутреннего монолога», мыслями постоянно обращаясь к прошлому и будущему, но практически не присутствуя в настоящем. Кроме того сказывается  высокая скорость жизни, из-за чего иногда буквально «некогда остановиться и подумать» или «послушать себя». На уровне психологических запросов проблематика может формулироваться фразами «жизнь проходит мимо», «движение по кругу», «хочется дышать полной грудью», «жить, а не существовать» и т.д. Причем возможно смещение акцентов на жизнь или на себя: «я не чувствую жизнь» либо «жизнь идет, но меня в ней нет».

В качестве решения необходимо умение останавливаться, расслабляться, присутствовать в настоящем моменте и получать от этого удовольствие. На уровне ощущений – это может быть экзистенциальное переживание бытия или ощущение себя в потоке жизни не созерцателем, но участником. Во втором случае задача в том, чтобы, образно говоря, «не смотреть на реку жизни, а войти в неё», принять в ней деятельное участие - тогда, осознавая её конечность, станет возможным получать радость от самого процесса жизни, от каждого её мгновения.

Вторая  категория - это проблематика «точки опоры». Внешне она может выражаться как проблемы, связанные с неуверенностью в себе, своих отношениях, собственном будущем, в осознанном или бессознательном желании повышенного внимания и т.д. Сюда же относятся ситуации, когда человек играет роль «жертвы обстоятельств», «несчастного», часто приносящие ему какую-то психологическую или материальную выгоду, но не позволяющие раскрыться подлинной радости жизни. Часто вопросы одиночества уходят корнями в эту же проблемную категорию. Причина в том, что человек ставит себя в зависимость от внешних обстоятельств, часто - от внимания к нему других людей. Образно говоря,  внутри каждого человека есть некая ценность – его собственный внутренний алмаз, который он постоянно пытается вложить во что-то вне себя: дом, работу, любимого человека, детей и т.д. Если что-то с ними происходит – человек теряет ценность и точку опоры. В этом случае задача – вернуть точку опоры внутрь, принять самоценность жизни, научиться быть наедине с самим собой, осознать - «я – это все, что мне необходимо».

Такой подход не отрицает важность других людей, но видит в них уже другие «я», а не только источник для удовлетворения собственных потребностей. Человек, реализовавший в себе такое изменение, в меньшей степени зависим от внешних обстоятельств и других людей. Он уже не ищет в них опоры, а скорее является ею, а потому часто воспринимается со стороны как человек «сильный» и имеющий «внутренний стержень».

Третья категория – проблематика «спонтанности». Уже упоминалось об особенностях  рациональности нашей культуры, заключающей человека в рамки понятных ему схем  и представлений, и часто оставляющей без внимания другую свою сторону, которой является воображение, творчество, интуиция. Это находит  свое выражение в шаблонности мышления, принятию некоторых идей как «сверхценных», желании понять или установить единые для всех «правила игры» и жить только по ним, стремлении все разложить на правильное и неправильное, на черное и белое. Часто это выражается в попытках человека сделать свою жизнь «эффективной» и «успешной» а не счастливой и наполненной, при этом он оперирует категориями социума и правильности, а не собственных желаний. Здесь встает вопрос об умении слушать и понимать себя, о том, чтобы не управлять чувствами, а принимать и проживать их. Необходимо в некоторой степени отпустить рациональный контроль, жить не только по плану, но и по ощущениям, позволить себе и окружающим людям быть спонтанными. Такое обращение к чувственному восприятию вносит в жизнь ощущение «потока», наполненности, радости, позволет относиться к миру, как к «большой непознаваемой тайне, частью которой является человек».

Четвертая  категория -  проблематика «безоценочности» или независимости. Это целый комплекс вопросов, тесно связанных с такими понятиями как свобода, выбор и ответственность. В данном случае у человека возникает необходимость постоянно выглядеть в глазах других людей «хорошим». Это заложено очень глубоко самими основами нашей культуры, где человеку постоянно приходится носить социальные маски, оценивать других и быть оцениваемым ими, прилагать огромные усилия для доказательства другим и самому себе собственной значимости и уникальности. Но в то же время каждый человек уникален по факту собственного рождения, и возможно, вполне достаточно просто быть живым и «настоящим», принимать себя, измерять себя относительно своих собственных возможностей, не вступая в постоянные «соревнования» со всеми и каждым. Такой подход позволяет высвободить большое количество сил, обычно уходящих на переживания о том, как человек выглядит, и что в каждый момент думают о нем окружающие. Из этой же категории часто берут свое начало проблемы с выбором (когда невозможно принять решение, устраивающее всех), а так же чувство вины, как компенсация нежелания брать на себя ответственность за какие-то события. Здесь необходимо переосмысление понятий свободы и ответственности (разделение с понятием вины), смещение локуса оценки внутрь, понимание того, что не обязательно и не возможно быть хорошим «для всех», а так же умение делать выборы и принимать ответственность за них. Результатом является ощущение внутренней свободы, радость от возможности быть более простым и менее напряженным,  то есть «не казаться, а быть».

Пятая категория – проблематика «самоидентификации» и связанные с ней вопросы «желания и намерения». Проявляется она в виде внутренних противоречий, запутанности желаний и отношений. Человеку необходимо разобраться - кто он и чего он хочет. Понять, какие из его ценностей и  желаний являются глубинными, а какие навязаны социумом, переосмыслить свое отношение к тем и другим. Для этого нужно прежде всего принять себя, позволить себе быть не идеальным (уже не только в глазах других, как в предыдущей категории, но и в своих собственных), заключить своего рода «мир с самим собой». В этом случае становится возможным понимание своих ценностей, приоритетов и желаний, появляется готовность их принять и впустить в жизнь.

Шестая и последняя категория – проблематика «целостности». Она может проявляться как разрыв между пониманием и конкретными действиями, поиск смысла, предназначения, своего места в жизни, ощущение бессмысленности какой-либо деятельности. Характерны трудности с началом новых дел, или наоборот – завершением одного дела из множества начатых. Отсюда при всей гармоничности внутреннего мира человека, возможно возникновение ощущения, что «жизнь не работает», или ощущения  «непричастности» к достигнутому результату. В этом случае необходимо «позволить миру быть», умение находиться в процессе без смысла, бросаться с головой в новое дело – тогда в жизни появится радость от реальности результатов, активности, достижения, взаимодействия, сопричастности.

Описанные выше категории сгруппированы на основе проблемных прав личности и при более детальном рассмотрении они могут быть связаны с типологиями личности (например S-теорией), а так же с возрастными циклами человека. Но в данном случае более интересна не типологическая значимость, а практическое применение в тренинговой работе и психологическом консультировании. Важно, что на пути развития личности так или иначе встают описанные задачи и они  актуальны для каждого. В зависимости от психологического типа, возраста и личного опыта конкретного человека некоторые из них будут становиться более или менее значимыми, некоторые могут оставаться актуальными длительное время. Важно, что для каждой задачи могут быть подобраны результативные методы работы и конкретные тренинговые упражнения.

Таким образом, получается своего рода «карта», помогающая  ориентироваться на пути развития личности. Она отображает движение к себе не с религиозной, мистической или философской, а с психологической точки зрения. Результатом решения описанных выше задач является ощущение ценности жизни, умение слушать и понимать себя, принятие себя, своих ценностей, чувств и переживаний. И как следствие - возвращение ощущения радости жизни, что и является, на мой взгляд, одной из важнейших задач современной психологии как практической деятельности.

Алексей Волгов, 2007 г.