Психология развития - введение и ключевые понятия

Знакомясь с психологией развития, говоря о направлениях и системах саморазвития, необходимо определить ключевые понятия и обозначить, что мы будем понимать под словами саморазвитие, развитие человека, развитие личности. И начнем мы с наиболее широкого понятия – развития.

 Развитие как принимаемое изменение 

Прежде всего, отметим, что развитие - это естественный процесс. По своей сути, развитие – это изменение. Жизнь человека сама по себе - это процесс постоянных изменений, связанных с ростом, взрослением и старением, формированием личности, прохождением жизненных циклов и кризисов.

Изменения также могут быть связаны с получением нового опыта, приобретением новых качеств и навыков, выработкой новых отношений, убеждений и поведения. Хотим мы того или нет – мы постоянно меняемся, оказываясь в определенных обстоятельствах, сталкиваясь с многообразными ситуациями, общаясь с различными людьми, принимая те или иные решения.

Этот процесс постоянных изменений может быть сознаваемым и принимаемым в разной степени. Когда мы положительно оцениваем произошедшие с нами изменения – мы называем это развитием. О саморазвитии мы говорим, когда имеет место сознательное и целенаправленное создание возможностей для собственного изменения или практическая деятельность, направленная на самоизменение. Таким образом, мы можем определить развитие как сознательное, принимаемое и положительно оцениваемое изменение.

Развитие человека и развитие личности

Существует разница между понятиями развитие человека и развитие личности. Под развитием человека обычно понимается развитие способностей и приобретение новых навыков. Сюда часто относят также развитие возможностей, которые дают человеку физическое развитие, боевые искусства и различные системы психофизической саморегуляции.

Приобретение навыков и развитие способностей – это всегда развитие человека, но при этом далеко не всегда – развитие личности. Например, навык скорочтения или освоение техники полного дыхания – безусловно, развивают возможности человека, но никак не влияют на структуру его личности. Под развитием личности обычно понимается изменение личностных качеств, мировоззрения и ценностей, жизненных установок и стратегий поведения в социуме. Некоторые навыки также могут относиться к развитию личности, если они затрагивают напрямую сферу отношений, убеждений и поведения.

Понятие саморазвитие в данном контексте - наиболее широкое, оно может включать в себя и развитие человека, и развитие личности.

Критичность и обратная связь в саморазвитии

Мы определили развитие как положительно оцениваемое самоизменение. Но более корректно можно говорить о развитии, когда положительная оценка происходящих изменений подтверждена также извне. Обратная связь от других людей - это необходимое условие критичности в процессе самоизменения.

Невозможно развитие личности в отрыве от социума. Отшельник, живущий вдалеке от других или человек, живущий исключительно в своем внутреннем мире едва ли могут быть идеалами саморазвития. Тот же отшельник, но к которому приезжают за советом, мудростью или здоровьем совсем по-другому воспринимается нами. В данном случае желание людей быть рядом с ним может служить признанием его успешного саморазвития.

Критичность по отношению к своим действиям и способность к получению обратной связи являются не только одним из основных инструментов саморазвития, но и залогом психического здоровья. При этом совсем не обязательно, чтобы факт развития был замечен и подтвержден всеми или даже многими из окружения человека. Объективной оценкой может служить, например, мнение профессионала – психолога, тренера, а также мнение значимой группы или близкого человека при общем сходстве ценностей и целей.

Таким образом, можно добавить, что саморазвитие – это сознательное и целенаправленное самоизменение человека, положительно оцениваемое им самим и другими людьми. Это определение удобно для нас тем, что подчеркивает естественность саморазвития, и дает некоторые критерии для его оценки. Ниже приведены академические определения саморазвития и других важных понятий, которые будут использоваться далее.

Ключевые понятия психологии развития:

Саморазвитие - сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок.

Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации.

Индивидуальность – уникальный, генетически-заданный комплекс психофизических характеристик, управляющих нервной деятельностью человека. Индивидуальность в течение жизни не меняется, но может раскрываться.

Эго – центр сознания и самосознания; субъект, противостоящий не-я – объекту, то есть сформированное в процессе развития осознание индивидом себя как отдельного «Я». Это ригидная структура, дополняемая в течение жизни в границах образа «Я».

Личность – динамическая структура, комплекс психических законов, определяющих проявление человека по отношению к людям, миру, социуму. Формирование личности происходит в течение длительного периода времени и может продолжаться практически до конца жизни.

Характер – ситуативное проявление психической структуры человека, определяющей своеобразность его отношений, убеждений и поведения.

Психическая структура человека состоит из стойких индивидуальных особенностей, сравнительно постоянного образа Эго и динамически-меняющихся свойств личности.

Кризисы возрастные - особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического генеза, К. в. относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития. Это значит, что К. в. закономерно возникают при переходе человека от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания.